
Содержание:
- Причины удушья у детей
- Внешние признаки асфиксии
- Что делать, если ребенок подавился?
- Ребенок не дышит? Начинаем реанимацию!
- Профилактика удушья у новорожденного
Казалось бы, что может грозить новорожденному в стенах родного дома? Он ведь и двигаться еще толком не умеет. Тем не менее дети первого месяца жизни нередко становятся жертвами трагических случайностей. Одна из них — удушье, или, как называют его медики, асфиксия. Что делать в такой ситуации и можно ли ее предотвратить?
Причины удушья у детей
Асфиксия — удушье, вызванное сдавлением дыхательных путей, закрытием их просвета слизью, пищей, сдавлением шеи, грудной клетки и живота и ведущее к кислородному голоданию и избыточному накоплению углекислого газа в тканях и клетках организма, что грозит тяжелыми расстройствами деятельности нервной системы, дыхания и кровообращения.
У новорожденного это состояние может быть вызвано в основном двумя причинами:
Внешние признаки асфиксии
У малыша наблюдается двигательное беспокойство, поперхивание, ребенок хватает ртом воздух, может быть сдавленный приглушенный плач (но бывает, что дети не плачут и тем самым не привлекают к себе внимания). Могут появиться не свойственные ранее хрипящие, свистящие звуки — так называемое стридорозное дыхание, осипший голос или полное его отсутствие, неожиданный, приступообразный кашель, одышка, втягивание надключичных ямок, межреберных промежутков, живота, испуганные глаза, образование большого количества слюны, учащенное, а затем замедленное сердцебиение, ослабленное дыхание. Характерны для удушья цианоз (синеватое окрашивание) лица, конечностей, тела, потеря сознания, судороги, полное мышечное расслабление, отсутствие рефлексов.
Что делать, если ребенок подавился?
В такой критической ситуации времени на ожидание медицинской помощи нет, и необходимо рассчитывать прежде всего на себя.
Но не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший в горле, — так вы можете протолкнуть его еще дальше и вызвать рефлекторную остановку дыхания.
Ребенок не дышит? Начинаем реанимацию!
Прежде всего нужно положить ребенка на спину на ровную жесткую поверхность (стол, пол, земля), а под лопатки положить пеленку, одежду, скатанную в виде валика. Тогда голова пострадавшего окажется запрокинутой и язык не будет западать, препятствуя прохождению воздуха в дыхательные пути. После этого ребенка надо раздеть, убрав всю сдавливающую одежду.
Реанимацию начинают с искусственного дыхания. У новорожденных оно проводится и в нос, и в рот сразу. Предварительно сделав неглубокий вдох, плотно охватите рот или нос ребенка своим ртом и произведите короткий выдох примерно тем объемом воздуха, который может поместиться у вас во рту, но не больше, так как вдыхание всего «взрослого» объема легких может привести к разрыву легких ребенка. Существует критерий эффективности искусственного дыхания — экскурсия (движение) грудной клетки пострадавшего, сходная с дыханием. Но следите, чтобы при вдыхании воздуха у ребенка не раздувались щеки: это свидетельствует о том, что воздух не попадает в легкие и помощь неэффективна. Проверьте, плотно ли ваши губы обхватывают нос или рот пострадавшего, достаточно ли запрокинута голова и не закупоривает ли язык дыхательные пути, все ли инородные тела удалены из ротовой полости. Плотнее прижмите губы к лицу ребенка, еще раз запрокиньте голову или дополнительно освободите ротовую полость от инородных тел. У детей до года частота вдуваний примерно равна 20 в 1 минуту.
Примечание. Пульсацию у новорожденного проще всего обнаружить на большом родничке, а также на плечевой артерии: руку ребенка отведите от тела и поверните ладонью вверх. В средней трети плеча на внутренней стороне указательным и средним пальцами нащупайте пульс между двумя мышцами. Проверять пульс на сонной артерии, на шее у новорожденных трудно из-за того, что шея еще короткая, а кожа на ней имеет многочисленные складочки.
Для того чтобы проверить сердцебиение, необходимо положить свою ладонь на грудную клетку малыша, на область левой молочной железы. Если вам удается ощутить сердцебиение, но пульса на артериях нет, то сердечная деятельность считается недостаточной и необходимы реанимационные мероприятия. Такие мероприятия необходимы и при отсутствии сердцебиения.
После каждого вдоха необходимо проводить непрямой массаж сердца.
На грудной клетке малыша необходимо найти точку, на которую следует нажимать. Ориентир таков — она располагается на ширину одного пальца ниже линии, мысленно проведенной между сосками, по левому краю грудины (примерно в нижней ее трети).
Детям до года необходимо резко нажимать на данную точку двумя пальцами — указательным и средним, при этом руки следует держать строго перпендикулярно телу пострадавшего, в локтях не сгибать, усилия должны производиться только руками, а не всем телом, то есть нельзя переносить вес своего тела на руки, чтобы не повредить ребра ребенка.
Грудную клетку ребенка надо обхватить обеими руками (большие пальцы лежат на указанной области) и энергично сжимать ее. Частота надавливаний на грудную клетку у новорожденных — 120 раз в минуту. Помните, что при выполнении искусственного дыхания массаж сердца прерывают, чтобы он не мешал дыхательным движениям грудной клетки.
Критерий эффективности непрямого массажа сердца — появление пульса на большом родничке и крупных сосудах (см. выше). Поэтому, проводя реанимацию, примерно раз в минуту проверяйте наличие пульсации. В том случае, если пульсация восстановилась, непрямой массаж следует прекратить, а искусственное дыхание продолжать до восстановления самостоятельного дыхания. Если пульс отсутствует, продолжайте реанимацию дальше и ежеминутно контролируйте пульс. Иногда определить пульс бывает затруднительно из-за малого наполнения сосудов или в результате ошибки при поиске точки нащупывания пульса. Поэтому спустя 3-5 минут непрямой массаж сердца и искусственное дыхание рекомендуется прервать и по внешним признакам установить наличие самостоятельного сердцебиения, спонтанного дыхания, размера зрачков. Узкие зрачки является признаком восстановления работы головного мозга.
Чего вы должны добиться в результате всех реанимационных мероприятий? Восстановления жизнедеятельности организма, т.е. возникновения самостоятельного дыхания, пульсации, сердцебиения, сужения зрачков и реакция их на свет, изменения цвета кожи с бледного, синюшного на розовый.
Затем ребенка следует доставить в больницу для всестороннего обследования, особенно если остановка дыхания развилась при срыгивании или рвоте. Пищевые массы, попавшие в бронхи из желудка, являются кислыми за счет желудочного сока и тем самым являются агрессивной средой для нежной слизистой оболочки дыхательных путей, приводя к ее повреждению, воспалению. Скорее всего, в таком случае будет проведена санационная бронхоскопия (введение в бронхи оптического аппарата, который позволяет осмотреть бронхи и при необходимости провести их промывание), рентгенограмма и назначены антибиотики.
Если при оказании реанимационной помощи сердцебиение и дыхание не восстанавливаются, а зрачки остаются широкими, то непрямой массаж сердца и искусственное дыхание следует продолжать до приезда «скорой помощи» или до сердечной и дыхательной деятельности. Решение о прекращении реанимации принимает врач.
Чтобы увеличить время жизни коры головного мозга при нарушении жизнедеятельности, в первые же мгновения после потери сознания обложите голову ребенка чем-то холодным (грелкой, бутылками с холодной водой, льдом из холодильника, пакетом с замороженными овощами, замороженным мясом и т.д.).
Если на любом этапе реанимации у ребенка началась рвота, поверните его на бок, пальцем очистите рот от рвотных масс, снова уложите на спину и продолжайте оживление.
Профилактика удушья у новорожденного
Учеными выявлена определенная взаимосвязь между сном ребенка на животе и увеличением частоты возникновения синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Так называется внезапная смерть ребенка первого года жизни (особенно первого — четвертого месяца) по невыясненным причинам, на фоне полного здоровья, чаще в ночные и предутренние часы. Объяснить причины этого явления не помогают ни подробное изучение медицинской истории малыша, ни результаты патологоанатомического исследования. Пока уточнены лишь влияющие на внезапную смерть факторы, по которым можно выделить детей группы риска и проводить для них профилактические мероприятия. Однако в положении на животе легче отходят газы из вздутого живота младенца, укрепляются мышцы спины, формируется правильное положение тазобедренных суставов. И если вы не рискуете уложить малыша спать на живот ночью, то вполне можете сделать это днем, когда ребенок находится под вашим контролем. Но и в положении на спине есть свои минусы. В этом положении детки, страдающие срыгиваниями и рвотой, могут захлебнуться рвотными массами. А при недоразвитой уздечке язык также легко может западать.
В заключение отметим, что о безопасности малютки надо думать всегда. Он очень беззащитен и помочь себе может, разве что призывая окружающих плачем.
Ирина Кирьянова
врач-педиатр, к.м.н.
Авторская статья